Наверняка вы слышали истории про то, насколько сложно было вашему знакомому выбрать автомобильный аккумулятор. На магазинных полках лежит слишком много моделей – глаза начинают разбегаться.
Компания «РИМБАТ» уже долгое время является официальным дилером АКБ в Беларусь Наши сотрудники решили помочь сделать ваш выбор легче, подробно рассказав о разновидностях аккумуляторных батарей. А в конце статьи вы найдёте несколько советов.
Какие бывают аккумуляторы?
АКБ, используемые в автомобилях. Решают сразу несколько задач:
Запускают двигатель автомобиля и начинают вращать стартер. Это основная задача батареи. Чтобы добиться нужного эффекта, необходимо обеспечить пусковой ток нужной силы, который будет проходить в течение небольшого отрезка времени.
Питание некоторых систем автомобиля в моменты, когда двигатель отключён. К таким систем относится приборная панель, часы, сигнализация и т.д.
Дополнительная помощь для генератора в моменты, когда наблюдается пиковая нагрузка на электрическую сеть. В некоторых аварийных ситуациях частичная поддержка может быть заменена на полное замещение.
Две крайние задачи может выполнять практически любое устройство питания, но с пуском двигателя автомобиля справятся только свинцово-кислотные АКБ. По своим характеристикам выделяют несколько групп аккумуляторов:
Сурьмянистые.
Малосурьмянистые.
Кальциевые.
Гибридные.
AGM.
Гелевые.
EFB
У каждой из перечисленных выше моделей есть свинцовые электроды, они заправлены электролитом, а принцип работы не отличается. Отличия скрываются в самой технологии производства конкретной батареи, использовании дополнительных веществ, которые должны улучшать первоначальные показатели и характеристики батареи. Щелочные и литиевые аккумуляторы – это отдельная категория АКБ, поскольку у них несколько отличное устройство.
Параметры работы классических кислотных батарей оцениваются по следующим критериям:
Восстановления после полной разрядки.
Насколько быстро происходит испарение электролита.
Как быстро будет устройство разряжаться без использования во время хранения.
Сурьмянистые автомобильные аккумуляторы
Сурьма – это химический элемент. Он добавляется в состав устройства для улучшений свойств чистого свинца. Элемент добавляет свинцу твёрдости, а также способствует оптимизации электролиза. Модели с содержанием сурьмы более пяти процентов уже не выпускают. В них наблюдалось частое выкипание электролита, что приводило к необходимости возить с собой дистиллированную воду для доливки.
Особенности сурьмянистых АКБ:
Самая низкая цена на рынке.
Хорошая способность к восстановлению после полного разряда.
Выкипание электролита полностью не исключено, поэтому периодическая доливка воды всё же необходима.
Во время хранения батарея разряжается медленно.
Стойкость к перепадам электрической сети.
Батареи других видов негативно реагируют на нестабильную работу электрики, что приводит к сокращению их срока службы.
Кальциевые автомобильные аккумуляторы
Такие модели оснащены специальной маркировкой «Са/Са». Это означает, что вместо сурьмы в АКБ находится кальций. Помимо кальция может быть добавлено немного серебра, но это делается лишь некоторыми производителями. Всё это делается с одной целью – снизить и полностью уйти от выкипания электролита, что приведёт к общему повышению качества изделия. В сурьмяных моделях порог закипания равен 12 В, а в кальциевых – 16 В.
Особенности кальциевых АКБ:
Практически полное отсутствие разряда при хранении.
Напряжение, при котором выкипает электролит, более высокое, поэтому процесс практически сведён к нулю.
АКБ неспособна восстанавливаться после глубокой разрядки, поэтому 3-4 цикла будут смертельными для агрегата.
Модели относятся к средней ценовой категории.
Гибридные аккумуляторы для автомобилей
Это компромиссные решения, которые включают в себя особенности и кальциевых, и сурьмянистых устройств. Положительные электроды здесь изготавливаются с добавлением сурьмы, а отрицательные – кальция и серебра. На «борту» таких батарей вы увидите маркировку «Ca+» или «Ca/Sb».
Особенности гибридных АКБ:
Модели могут восстанавливаться после глубокого разряда.
Устойчивы к скачкам напряжениям в бортовой сети.
Электролит испаряется, но медленно и совсем в небольших долях.
Разрядка при хранении происходит, но в крайне медленном темпе.
Цена на уровне кальциевых моделей.
Гелевые автомобильные аккумуляторы
Заменить электролит гелевым составом – это современное решение, которое используется в АКБ нового типа. Оно позволяет объединить в одном устройстве всё лучшее. У аккумуляторов действительно много преимуществ:
При переворачивании гель не вытекает.
Наполнитель не испаряется.
Гель спокойно переносит вибрации.
Устройство выдаёт высокий ток до состояния, когда она не будет полностью разряжена.
Разрядка при хранении отсутствует.
После циклов глубокого разряда, АКБ полностью восстанавливается. Такой цикл может повторяться многократно.
Недостаток таких устройств – цена. Однако, за качество нужно платить.
EFB аккумуляторы для автомобилей
Такие модели обладают более высокими показателями надёжности и производительности, чем щелочные АКБ. Подходят как для автомобилей с системой «старт-стоп», так и для классических машин, где обеспечивают повышенный пусковой ток.
Преимущества EFB аккумуляторов
Увеличенная надёжность, по сравнению с классическими батареями.
Достойные пусковые характеристики.
Увеличенный срок службы.
Возможность использования на автомобилях с системой «старт-стоп».
Несложное техническое обслуживание.
Цена.
Другие модели автомобильных аккумуляторов
В статье мы не упоминали про щелочной и литий-ионные аккумуляторы, поскольку автомобили ими комплектуются достаточно редко. Щелочные модели обладают внушительными габаритами и такой же высокой ценой. Однако, по ряду параметров они впереди классических устройств:
Длительность пускового тока.
Испарение жидкости.
Саморазрядка.
Конструкция щелочных моделей интересна: в роли электролита выступает щелочь, а сами электроды сделаны из железа, которое обработано специальным покрытием из гидроксида никеля и кадмия.
Литиевые модели ещё дорабатываются. Их преимущества видны уже сегодня:
Электроёмкость.
Низкий саморазряд.
Повышенное удельное напряжение.
Однако, перед разработчиками стоит задача придумать решение, как победить недостатки:
Невозможность подачи пускового тока для стартера.
Плохая переносимость глубоких разрядов.
Потеря ёмкости с течением времени.
Актуальное количество циклов разряда и заряда находится в районе 500. Этого недостаточно для использования на автомобилях.
Как выбрать аккумулятор для автомобиля?
В заключении статьи, как и обещали, мы дадим вам несколько советов, чтобы ваш выбор оказался верным:
1. Смотрите не только на цену. Понятно, что у каждого есть бюджет, в который хочется вписаться. Но цена для АКБ – далеко не определяющий фактор.
2. Для советских и российских автомобилей подходят малосурьмяной или гибридный тип аккумуляторов.
3. Кальциевые АКБ – надёжный вариант для машин, где электроника работает стабильно. Это современные иномарки.
4. Гибридные батареи – надёжное решение для подержанных иномарок. Эти АКБ также хорошо впишутся в современные машины российского производства.
5. EFB модели – это надёжное решение для автомобилей, работающих по системе «старт-стоп». Они также подойдут и для обыкновенных машин, обеспечивая высокой пусковой мощностью в течение дня.
Купить аккумуляторы разных брендов можно в интернет-магазине rimir.by. Мы предлагаем доставку по всей Беларуси, низкие цены и официальную гарантию!