Технологии производства аккумуляторов
Кому подойдут аккумуляторы EFB и AGM?
Клиенты в магазинах РИМБАТ часто спрашивают:
-
Какой аккумулятор мне выбрать для моего автомобиля?
-
Что мне даст покупка аккумулятора EFB или AGM?
-
Какая технология производства аккумуляторных батарей лучше подходит для моего авто?
Давайте попробуем разобраться в технологиях производства свинцово-кислотных аккумуляторов. Для начала предлагаю вспомнить историю создания и погружу вас немного в цифры:
Классические или традиционные аккумуляторы с жидким электролитом производятся с 1859 года и по сегодняшний день. Такие аккумуляторы хорошо подходят большинству автомобилей, в основном из-за их низкой цены и простоты производства.
Достаточно скоро с развитием и распространением автотранспорта стало понятно, что характеристик таких батарей хватает не всем. Миру понадобились новые типы аккумуляторов, способные удовлетворить специфические запросы заказчиков.
Были разработаны VRLA (valve regulated lead acid) батареи. В таких батареях электролит находится в загущённом гелеобразном состоянии. Полностью гелевые батареи были разработаны в 1957 году, однако эта технология имела свои особенности и разработки продолжились. В 1972 году. Были разработаны аккумуляторы AGM (absorbent glass mat). Такие аккумуляторы стали вершиной производства стартерных батарей и продолжают ими оставаться. Однако топовая технология и стоит соответственно – поэтому разработки продолжились чтобы разработать батарею, которая смогла бы сочетать преимущества AGM батарей по более низкой цене. Лучшим компромиссным решением стало появление батарей EFB (enhanced flooded batteries) в 2008 году. Эти батареи как нельзя кстати подошли для современных автомобилей, которые следуя ужесточающимся нормам экологии стали повсеместно оснащаться технологией Start-Stop.
Давайте рассмотрим достоинства и недостатки каждой технологии производства аккумуляторных батарей:
1. Классические батареи с жидким электролитом.

|
Виды аккумуляторов |
Преимущества: |
Особенности: |
Недостатки: |
|
|
Низкая цена |
Неустойчивость к циклическим разрядам |
Взрывоопасные |
|
Простота производства |
Неустойчивость к глубоким разрядам |
Аккумулятор нельзя разместить под наклоном, боком. |
|
|
Самое широкое распространение |
Требуется периодическое обслуживания |
Есть риск нанесения вреда экологии из-за разлива электролита |
2. VRLA (GEL) батареи.
|
Преимущества: |
Особенности: |
Недостатки: |
|
Не требуют обслуживания |
Благодаря герметичности можно транспортировать по воздуху |
Высокая чувствительность к зарядному напряжению |
|
Возможна эксплуатация в любом положении |
Высокая устойчивость к вибрациям и ударным нагрузкам |
Низкие стартерные характеристики при отрицательных температурах |
|
Отсутствует газовыделение |
Более высокая стоимость |
3. VRLA (AGM) аккумуляторы.
|
Преимущества: |
Особенности: |
Недостатки: |
|
Не обслуживаемые батареи |
Высокая устойчивость к вибрациям и ударным нагрузкам |
Высокая чувствительность к зарядному напряжению |
|
Отсутствует газовыделение |
||
|
Возможна эксплуатация в любом положении |
||
|
Улучшенный приём заряда |
Высокая стоимость, оправданная самым лучшим сочетанием потребительских свойств |
Нет возможности долить воду в случае перезаряда батареи |
|
Высокая мощность при любых температурах |
||
|
Увеличенный срок службы |
4. EFB аккумуляторы.

|
Преимущества: |
Особенности: |
Недостатки: |
|
Увеличенный в 2 раза срок службы частично заряженной батареи в сравнении с традиционными АКБ |
Дешевле чем AGM аккумуляторы |
Есть возможность взрывоопасного выделения аэрозолей |
|
Адаптированы под более частые запуски двигателя |
||
|
Улучшенный приём заряда, адаптированы под частые и короткие циклы заряда (городская эксплуатация) |
Риск розлива кислоты при опрокидывании либо повреждении корпуса |
|
|
Более высокая коррозионная стойкость решёток |
Что мы видим из этих таблиц?
- Классические аккумуляторы дёшевы и просто, но не экологичны, требуют обслуживания и плохо подходят для коротких городских поездок. Боятся глубокого разряда и недолговечны. Подходят только для простых не энерго-нагруженных автомобилей.
-
VRLA (GEL) аккумуляторы хороши всем, кроме возможности беспроблемной эксплуатации в регионах где температура часто опускается ниже нуля.
- VRLA (AGM) аккумуляторы лишены всех недостатков, однако их цена заставляет задуматься и поискать возможность какого-нибудь компромисса. Такие аккумуляторы — это лучший выбор для премиальных автомобилей с широким ассортиментов электронных ассистентов, мощной аудио системой т.п.
- EFB аккумуляторы — это золотая середина. Данные аккумуляторы сохранили практически все преимущества VRLA батарей и при этом сохранив приемлемую стоимость и высокий срок эксплуатации.
Хочу так же коснуться следующего аспекта – устойчивость к разрядам или другими словами, какое количество разрядных циклов могут выдерживать аккумуляторы, произведенные по разным технологиям.
|
Технология производства АКБ: |
Глубина разряда в % |
Срок службы АКБ (циклы) |
|
АКБ с жидким электролитом |
50 |
250 – 500 |
|
VRLA (GEL) аккумуляторы |
50 |
300 – 600 |
|
VRLA (AGM) аккумуляторы |
80 |
600 – 1200 |
|
EFB аккумуляторы |
60 |
500 – 1000 |
Так, какая аккумуляторная батарея лучше всего подходит именно для вашего автомобиля?
Мое мнение, всегда нужно смотреть рекомендации завода-изготовителя транспортного средства. Если в вашем автомобиле есть система START-STOP, то вам однозначно подойдут только аккумуляторные батареи, произведенные по технологии EFB либо AGM, так как акб, произведенные по этой технологии более устойчивы к циклическим разрядам и имеют улучшенный прием заряда. Даже если в вашем авто нету системы START-STOP, но вы используете автомобиль, в основном, в городском цикле, то есть небольшие короткие поездки. Я бы вам рекомендовал при замене аккумулятора, на новый, обратить внимание на акб, произведенные по технологии EFB, именно из-за более быстрого приема заряда по отношению к традиционным аккумуляторам. Комфортных вам поездок.